Почему Йоханнесбург называют «Йобург» или «Как корабль назовёшь…»

Йоханнесбург — самый крупный город ЮАР, пристанище золотоискателей, в прошлом процветающий и благополучный регион. Ныне же это, когда-то прекрасное, место представляет собой унылое зрелище с кучами мусора прямо на центральных улицах, высочайшим уровнем преступности, повсюду сопутствующим ароматом мари*ауны и не покидающим чувством тревоги. Короче, «Йобург» одним словом (в русскоязычной общине ЮАР еще есть вариант «Жобург», что тоже звучит так себе). Хотя местное англоязычное население и понятия не имеет о том, какой смысл несёт в себе повседневный вариант названия Йоханнесбурга на русском языке, именно он отражает облик города лучше всего.Для того, чтобы понять, как вдруг так вышло, что финансовая столица всего Африканского континента выглядит, как самое настоящее гетто, нужно познакомиться с историей Йоханнесбурга и отследить те события, которые и стали разрушительно судьбоносными. Углубляться в древность и те времена, когда различные племена враждовали между собой и нещадно истребляли друг друга, дабы занять приглянувшуюся территорию, полагаю, смысла нет. Хотя именно таким образом на эти земли когда-то и попали зулусы, которые в настоящее время считают себя коренными жителями. Расцвет же Йобурга пришелся на конец XIX — начало XX века, когда здесь были обнаружены залежи золота. С этого момента и началось активное развитие, строительство и последующее формирование самого города Йоханнесбург на месте бывших сельских поселений. В этот же период была возведена основная часть зданий, которые сейчас являются единственным, что хоть как-то привлекает внимание в хорошем смысле слова и действительно украшают собой Деловой центр (CBD). К сожалению, многие строения стоят полуразрушены и лишь редкие сохранившиеся стены напоминают о былой величественной архитектуре.
Так с чего же началось увядание когда-то процветающего и, по меркам Африки, даже престижного города? Понятно, что все изменения произошли не в одночасье и тому предшествовало множество исторических событий, противостояний и политических процессов. Но окончательно всё рухнуло вместе с падением режима апартеида. Можно по-разному относиться к данному варианту существования людей различных рас и классовой принадлежности, но нельзя не признать, что схема эта работала. И работала долго, на протяжении более чем 50-ти лет. В конце концов, именно благодаря сегрегации Йоханнесбургу, и ЮАР в целом, удалось занять значимое место в системе мирового финансового рынка. Тем не менее, настал переворот, а вместе с ним началось притеснение и вытеснение белого населения из центра города (а желательно и совсем из страны). Некоторые, у кого была возможность, уехали, но многим белым, чьи предки перебрались в ЮАР еще в позапрошлом веке, просто-напросто некуда было деваться. Единственным доступным вариантом оставалось освоение северного пригорода Йоханнесбурга — Сэндтон (Sandton), на который, в связи с его неразвитостью, черные жители претензий не имели. И что же мы видим в итоге? Белые создали для себя новый Деловой центр, с красивыми зданиями, уютными кафе и безопасными улицами. Который, к слову сказать, с удовольствием посещают все жители города.

В то же время, черное население, хаотично захватив, второпях оставленные белыми, жилые дома, гостиницы и бизнес-центры, смогли их только загадить и разрушить. Есть правда в центре Йобурга небольшой пятачок с важными историческими и правительственными зданиями, который выглядит более-менее прилично. И то лишь по той причине, что пристально охраняется блюстителями порядка… белыми блюстителями порядка. Но дальше этих нескольких сотен квадратных метров, белый человек, ходить не смей! Даже днём. Не потому что запрещено, а потому что опасно. Да и прогуливаться по зловонным и грязным улицам, признаться, желания не возникает. Так что на всякий случай уточню, что все мои фото из Делового центра сделаны из авто, поскольку проникаться местной культурой лично как-то не очень захотелось. При этом, черных жителей, судя по всему, подобная обстановка нисколько не смущает и дискомфорта не доставляет.Конечно, нынешнее правительство пытается каким-то образом изменить эту ситуацию, но пока что, как мы видим, не выходит. Что самое интересное, о том, во что превратился центр города стали задумываться только в 2010 году (спустя почти 20 лет после падения апартеида), когда Йоханнесбург принимал у себя Чемпионат мира по футболу. Кто и в каком состоянии мог эту идея поддержать — ума не приложу, но суть ни в этом. А в том, что именно тогда власти вдруг осознали, что им даже селить игроков и болельщиков негде — прежние отели заброшены, разрушены и по большей части захвачены местными бандитами и наркоманами, а новых за это время построить не смогли. Это еще не говоря о полном отсутствии безопасности и процветающем криминале. Если кому-то интересны подробности тогдашнего ЧМ, можете в интернете поискать статьи на тему числа изнасилованных женщин и грабежей, которые произошли за тот период. Статистика вас неприятно поразит и ужаснёт.

Так вот, ещё 10 лет спустя ситуация в городе ничуть не изменилась: белая часть населения Йобурга живет в чистом и ухоженном пригороде за высоченными заборами (есть даже шутливая фраза, что раньше люди хвастались домами и лужайками, а сейчас всё это называется «Парад заборов»), а черные бесчинствуют в центре города (не все, но 91% всех безработных в ЮАР — это чернокожие). Поэтому, если говорить о том, действительно ли апартеид пал, то здесь есть только один вариант — нет. Раздельное проживание никуда не делось и разные расы в ЮАР до сих никаким образом не смешиваются: не дружат, не создают семьи, не обмениваются культурой и откровенно не любят друг друга. Причем, касается это не только черного и белого населения, есть же еще третий класс общественной прослойки — цветные. Каждый народ живёт своей обособленной жизнью и с выходцами из других групп старается не пересекаться.Допускаю, что кто-то может среагировать на мой резкий тон и возразить, что на любые изменения нужно время и светлое будущее для ЮАР еще возможно. Но, как мне кажется, почти треть века  — достаточный срок для того, чтобы привести дела в порядок. Было бы желание. Но нельзя насильно заставить стремиться получать образование или честно и усердно работать, так же, как невозможно приучить к чистоте и порядку, если люди этого категорически не хотят. Поэтому, увиденная в Йобурге (да во всех крупных городах ЮАР) картина, лично для меня, как нельзя лучше отражает фразу: «Можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывести деревню из девушки». Ведь и правда, основная идея отмены апартеида состояла в том, чтобы у всех были равные права, и черное население получило доступ к тем же условиям и благам, какие были у белых. Ну получили и что дальше? Прошло больше 30-ти лет, а культуры как были разными, так разными и остались. Поскольку у одних культура есть, а у других её напрочь нет.

Никого не хочу обидеть, но я как акын: что вижу — то пою, и ЮАР предстала передо мной именно такой…


ВСЕ СТАТЬИ О ЮАР:


ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет виден другим, только для уведомлений о новых комментариях и только, если подпишитесь на них ...